Уоллес Стивенс


     Уоллес Стивенс (Stevens, Wallace, 1879-1955) – поэт, эстет и юрист в страховании. Поэзия Стивенса была предметом описания множества книг по вопросам формализма, риторики, психологии и поструктурализму, она получила больше критических отзывов, чем любая другая американская поэзия, несмотря на то, что он издавал обычно относительно небольшие и по большей части лирические поэзии с огромным тайным подсмыслом. Его первая книга «Гармония» (Harmonium, 1923), появилась когда ему уже было сорок четыре. Его основные поэзии собраны в двух сборниках6 «Избранные поэзии» (Collected Poems, 1954, за который автор стал лауреатом Пулитцеровской премии и национальной букнистической премии) и «Посмертный труд» (Opus Posthumous, 1957). Он также издао небольшой томик эссе по вопросам эстетики «Необходимый ангел» (The Necessary Angel, 1951).

     Его ранняя короткая лирика и некоторые зрелые стихи, приближающиеся к эпике, характеризуются великолепным мастерством слово, тем, что можно назвать «единой

теорией поэтического поля», которая представляла для него эссенцию философии и жизненного опыта – вся она имеет мистическое и магнетическое настроение. В более поздние годы в публичных речах и лекциях он говорил о силе фигурального языка, который может изменить мир.

     Невзирая на то, что Стивенс старался держаться подальше от политического водоворота тридцатых годов, он симпатизировал романтическому индивидуализму Бенито Муссолини и его реакционной политике – это отношение можно увидеть в личной переписке писателя. Его четкая позиция в художественных сражениях каждого дня появляется в стилизованных и внятных поэтических размышлениях о действии написанных стихов. Удаление Стивенса от литературных войн того времени частично объясняется его карьерой страхового юриста в Хартворде, штате Коннектикут. После получения множества литературных наград за три года в Гарварде и за год в качестве коммерческого журналиста, он получил степень по праву в Нью-Йоркском университетет в 1903 году. У него было множество друзей среди нью-йоркских знатоков искусства, и сам он был серьезным коллекционером современного искусства.

     Длинные поэтические размышления Стивенса не отвечают на все метафизические и психологические вопросы, которые в них поставлены, скорее, они звовлекают читателя в наблюдения над тем, что таится в отзвуках музыки, и идеями, зашифрованными в западной традиции. Фигуральная сложность, семантическая текстура и широта интерпретации оставляют его поэзию открытой, готовой к тому, что ее закончат критики, участвующие в поиске персонального значения. Такие амбициозные и многозначные стихотворения, как «Notes Toward a Supreme Fiction» поднимают поэзию до статуса отдельной религии, монотеистической философии. И все это время Стивенсон писал исключительно в американской фразеологической системе, создавая поэзию на базе национальных культурных предпочтений и неприятий, которые ранее можно увидеть у Эмерсона и Уитмена.

     Стивенса многократно пытались превзойти поэты современности в богатой чувствительности его языка, навязывании образа, приукрашенном словаре с его постоянными двузначными понятиями; посредством бесконечных метафор они пытались погрузиться в философское созерцание и психологическое размышление – но превзойти Стивенса им не удалось. Многие из поэзий автора берут свои корни непосредственно из мыслей поэта, базируются на отношениях фрагмента мысли и зрения – таким образом, возникают образы, которые выше выражения языка.

     Но, невзирая на всю мощь его языка, про Стивенса начали забывать. Критики отвергают его труды, как лишенные яркой смысловой окраски, а история литературы вычеркивает его из своих списков, не прощая индифферентности по отношению к социальным, политическим и экономическим процессам.




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм