Федерико Гарсия Лорка


     Поэзия испанского писателя Федерико Гарсия Лорка (1898-1936) отмечена яркостью, оригинальностью и драматическим флёром. Его пьесы находятся среди лучших образцов драматургии двадцатого века.

     Родился Феедрико Гарсия Лорка в Фуэнтевакерос – деревенька поблизости от Гранады, 5 июня 1898 года. Его отец – дон Федерико Гарсия был уважаемым и преуспевающим землевладельцем, его матерью была Вичента Лорка, от которой, по словам поэта, он получил свой ум и склонность к художественному. В 1909 году семья переехала в Гранаду, и Лорка посещал школы там, выпустившись из старшей школы в 1914 году.

     После краткосрочной учебы в Гранадском университете, Лорка отправился в Мадрид в 1919 году и вступил в известную Residencia de Estudiantes, чтобы продолжить свои университетские работы. Резиденция или жилые кварталы, была центром либеральной деятельности в консервативной Испании того времени. Лорка гораздо лучше чувствовал себя в шумном Мадриде, чем в провинциальной Гранаде, и вскоре присоединился к группам радикальной молодежи, разрабатывая идеи для романов и проводя много времени в кафе. Он оставался в Резиденции до 1928 года (за исключением летнего сезона), так и не выбрав для себя курс обучения.

     Там же, в Резиденции, около 1921 года Лорка познакомился с художником Сальвадором Дали, который тогда тоже был студентом, и эти двое образовали личное и творческое общество. Дали в дальнейшем делал ударение на физическом присутствии Лорки, как сильной личности, его доминировании, шарме и магнетизме. Сестра Дали, наоборот, считала Лорку мелким, темным, неловким домоседом. Отношения с Дали стали критической проблемой для Лорки, которую он так и не смог решить до момента отъезда из Испании в 1929 году.

     Первой опубликованной вещью его были «Импрессии и пейзажи» (Impresiones y paisajes) – впечатления от поездки по Андалусии в 1918 году. В 1920 году после встречи с Грегорио Мартинес Сьерра в Мадриде он начал ставить незначительную драматическую вещь. Его первая поэтическая публикация «Книга стихов» (Libro de poemas, 1921), является результатом влияния Хуана Рамонеса Хименеса, Рубена Дарио и других деятелей искусства. В начале двадцатых годов Лорка начал писать стихи для своей первой важной книги «Песни» (Canciones), опубликованной в 1927 году. В «Песнях» можно увидеть, что на поэтическое формирование Лорки оказывают влияние два течения: традиционное и авангардистское. От традиционного он берет балладу и другие традиционные формы, а также темы Андалусии; от авангарда ( в Испании его называли ультраизмом) – тенденцию по части романа и удивительные метафоры, а также синтаксис без нормального сочетания и соотносящихся слов.

     В 1928 году в годы тяжелого личного кризиса и лихорадочной литературной деятельности, Лорка публикует «Цыганские баллады» (Romancero gitano), книгу, давшую ему мировую славу. «Цыганские баллады» сконцентрированы на вездесущем присутствии инстинктов, которые, хоть и все время запугивают давлением, но они все же прорываются вовне и обычно приводят к смерти. Лорка неспроста выбрал цыгана как героя сборника так как ему цыган напоминает природного человека, чьи инстинкты и жизненные страсти не искажены моральными и культурными тренировками. Цыгане Лорки, прежде всего, находятся в конфликте с его обществом, которое постоянно преследует их. В Испании на «Цыганские баллады» смотрели как на рисковую книгу, так как большинство из 18 баллад раскрывают тему отношений, как нормальных, так и ненормальных.

     В форме «Цыганских баллад» сочетаются традиционные баллады, которые характеризуются определенным ритмом. Лорка разрабатывает многие из них в драматическом контексте, с учетом взаимосвязи персонажа и ситуации, иногда даже включая самого себя. В этой книге Лорка проявляет свой экстраординарный талант, создавая яркие и запоминающиеся метафоры.

     В 1929 году Лорка, все еще страдающий от тяжелых эмоциональных проблем, приезжает в Нью-Йорк и селится в общежитии Колумбийского университета. В годы, проведенные в Нью-Йорке и близлежащем Вермонте, Лорка пишет сильную книгу «Поэт в Нью-Йорке» (Poeta en Nueva York). Она кажется настолько революционной, что он так и не осмелился издать ее в течение жизни. Тема «Поэта в Нью-Йорке» двойственна: личная битва поэта с самим собой, и его общая борьба с городом и его жителями. На улицах Нью-Йорка и пригородного Вермонта, поэт сражается со своим одиночеством, в конце концов приобретая утраченное равновесие. Он изображает влияние массовости в городе, которое уничтожает личность. Его выводы к этим двум темам содержаться в двух одах. Его «Ода Риму» бросает вызов христианской церкви, с призывом реформироваться и выйти за пределы масс, а «Ода к Уолту Уитмену» это острая необходимость поэта в абсолютной личной свободе.

     В двадцатые годы Лорка полностью посвятил себя поэзии, но уже в тридцатые годы прошлого века, он направил свои усилия на драматургию. Вскоре после своего возвращения в Испанию в 1930 году, он застал создание Второй республики, что послужило толчком интенсивной культурной активности. Сам Лорка стал одним из директоров La Barraca- путешествующей театральной труппы, показывающей пьесы в провинциальных городах. В то же время Лорка начинает писать свои собственные пьесы. Будучи в Нью-Йорке он написал сюрреалистическую драму «Вот как прошло пять лет» (Asi que pasen cinco anos), а в 1930 произошла успешная премьера «Чудесного башмачка» (La zapatera prodigiosa) – блестящей пьесы на традиционные андалусийские темы.




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм