Гийом Апполинер


     Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire, 1880-1918) – великий французский поэт-лирик. Ведущая фигура авангарда до Первой мировой войны, он писал критические и теоретические труды, которые существенно повлияли на эстетические движения от кубизма до современного постмодернизма.

     Гийом Аполлинер это псевдоним Вильгельма Аполлинариса де Костровицкого – внебрачного сына офицера итальянской армии и юной польской дворянки. Родился он в Риме, 26 августа 1880 года и воспитывался в разных городках на юге Франции, где проезжала его мать. В 1899 году Аполлинер уехал жить в Париж и без денег и дипломов, конечно же, перенес некоторые трудности. Как бы то ни было, между случайными работами в качестве литературного поденщика, учителя, банковского клерка и журналиста, он ухитрялся съездить на материк и совершил две поездки в Лондон. В то время у него было несколько романов, что позднее получило отображение в его трудах.

     Самым главным аспектом первых лет Аполлинера в Париже были его встречи с писателями художниками. Юный, полный энтузиазма, он был желанным спутником молодых модернистов Богемии. Он писал небольшие заметки и статьи, защищающие то, что позднее назовут кубизмом. Он писал также и прозу, его поэмы появлялись в журналах, а потом были опубликованы в 1913 году в сборнике «Алкоголь» (Alcools). Оригинальность этих произведений заключается более в тонком поддержании образа и ритма, чтобы выразить эмоцию, нежели в технических новшествах. Корректируя, Аполлинер выкинул всю пунктуацию и поместил в начало собрания довольно раннюю поэзию под названием «Зона» (Zone), которая представляет собой своеобразный манифест модернизма.

     Когда в 1914 году началась война, Аполлинер пошел в добровольцы и нашел в бою новые темы поэтического вдохновения. Раненный в 1916, он был отослан в Париж, где поколение будущих дадаистов и сюрреалистов приняло его как куратора. В следующем году презентация «Бюста Тересия» - бурлескной пьесы в модернистском духе, и лекция о «новом духе» как таковом, сделали Аполлинера известной личностью.

     Его второй том стихов «Калиграммы» (Calligrammes) появился в 1918. Здесь Аполлинер демонстрирует метрические новшества модернизма, которые он аккумулировал в стихотворении «Зона». У него существуют стихотворения, сконструированные из отрывков разговоров, или обычные поучения, которые касаются простых банальных вещей, но окутаны магией лиризма. Здесь есть и идеограммы – по которым, собственно. И назван сборник – визуальные поэзии, которые имитируют в типографическом виде и расположении на странице объект, о котором идет речь.

     Год 1918 – год полной реализации Аполлинера как человека искусства и просто человека. Будучи несчастным в любви к художнице Марие Лоренсин, он нашел счастье с Жаклин Кольб – прелестной красной шапочкой из последнего стихотворения «Калиграмм». Поженились они в мае, а через полгода в возрасте 38 лет, Аполлинер скончался от гриппа в Париже.




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм