Вирджиния Вульф


     Английская романистка, критик и эссеист Вирджиния Стефен Вульф (Virginia Stephen Woolf, 1882-1941) считается одним из самых аутентичных писателей Англии в период между Первой и Второй мировой войной. Ее романы, относящиеся к литературному течению модернизма, можно охарактеризовать как импрессионистические.

     Неудовлетворенная романами на базе известного, фактического и обилии внешних деталей, Вирджиния Вульф пошла по экспериментальным тропкам более внутреннего, субъективного и, в некотором смысле, более персональной трактовки жизненного опыта, переняв эту манеру от Генри Джеймса, Марселя Пруста и Джеймса Джойса.

     В работах этих мастеров реальность времени и восприятие сформировали поток сознания – концепцию, которая, возможно, обязана своим появлением Уильяму Джеймсу. Вирджиния Вульф жила и отвечала миру, где каждый опыт связан с тяжелыми переменами знания, цивилизованной первобытности войны и новых морали и манерах. Она обрисовывало свою собственную, чувственную поэтическую реальность, не отказываясь, однако, от наследия литературной культуры, в среде которой она выросла.

     Вирджиния Вульф начала писать эссе в литературном дополнении к «Times», когда была еще совсем молодой, а через какое-то время эти и другие ее эссе были собраны в двухтомник под названием The Common Reader (1925, 1933). Эти исследования проникнуты страстью и пониманием английской литературы. Критицизм этих статей помог многим понять индивидуальность литературного стиля Вульф. Один абзац, который встречается в «Современной художественной литературе» (Modern Fiction) в первом томе звучит так: «Жизнь это не череда…симметрично расставленных больших ламп, напротив, это освещенное кольцо, полупрозрачный конверт, отделяющий нас от начала и до конца сознания. Не является ли задачей романиста передавать этот изменчивый, этот неизвестный и неочерченный дух, какую бы сокращенность и трудность он не проявлял, с небольшой примесью чужеродного и внешнего, как только это представляется возможным?».

     Другое эссе, которое за границей изучают студенты-филологи, это «Мистер Беннет и миссис Браун» ("Mr. Bennett and Mrs. Brown", написанное в 1924 году, в котом Вирджиния Вульф описывает манеру, в которой романист боле раннего поколения Арнольд Беннет описывал бы миссис Браун – женщину, случайно встреченную в железнодорожном вагоне, давая ей дом, мебель и место в свете. Затем она приводит другой метод в контраст этому: появляется некто, кого интересует субъективная миссис Браун, тайные ее личности, ее сознание и сознание наблюдателя, отвечающее ей.

     Два классических романа Вирджинии Вульф «Миссис Дэллоуэй» (Mrs. Dalloway , 1925) и «На маяк» (To the Lighthouse, 1927), заслужили признание читающей публики. Первый роман рассказывает о дне из жизни миссис Дэллоуэй в послевоенном Лондоне. Видение реальности здесь достигается через восприятие ума миссис Дэллойэй, который у Вирджинии Вульф оперирует миллиардами впечатлений – тривиальных, фантастических, приглушенных или острых как сталь. «На маяк», это в каком-то смысле семейный портрет, история. Погружающая нас в субъективные глубины через точки во времени. В первой части действие происходит между шестью часами вечера и ужином. Прежде всего, через сознание миссис Рэмзи, она представляет дисгармонию женского и мужского восприятия в семье; образ миссис Рэмзи служит средством уравновешивания и примирения. Во второй части идет речь о временном промежутке между смертью миссис Рэмзи и вторичным посещением дома семьей. Третья часть дополняет этот неоднозначный и субъективный портрет, добавляя последнюю деталь, вырисовывая гостя-художника, Лили Бриско, и через финальное составление плана, отвергнутого родителями в первой части: ему и его детям отправится на маяк. Роман этот импрессионистический, предназначенный для субъективного восприятия и довольно резкий.

     Вирджиния Вульф является автором около 15 книг, среди которых последняя «День писателя» (A Writer's Diary) была опубликована после смерти писательницы в 1953 году. Умерла она, покончив жизнь самоубийством, утонув в Льюисе, Сассекс, 28 марта 1941 года. Официальной причиной считаются смутные настроения во время Второй мировой войны. Более близким к истине кажется то, что она почувствовала симптомы нарастания умственного заболевания и испугалась, что ее и без того мучительные головные боли станут постоянными.

     «Миссис Дэлоуэй», «На маяк» и «Комната Джекоба» (Jacob's Room, 1922) составляют большую часть литературного наследия Вирджинии Вульф. «Путешествие» (The Voyage Out, 1915) это ее первый роман, который привлек к ней внимание критиков. «Ночь и день» (Night and Day, 1919) – традиционное по методике произведение. Короткие истории из «Понедельник или вторник» (Monday or Tuesday, 1921) получили критическую оценку в прессе, зато «В волнах» (In The Waves, 1931) она мастерски применила технику потока сознания. Среди ее экспериментальных романов «Орландо» (Orlando, 1928), «Годы» (The Years, 1937) и «Между действиями» (Between the Acts, 1941). Борьба Вирджинии Вульф за права женщин выразилась в «Трех гинеях» (Three Guineas, 1938) и некоторых других произведениях.

Вирджиния Вульф. Биография
Одержимая голосами
О писательнице




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм