Марсель Пруст


     Марсель Пруст (Proust, Marcel, 1871–1922) – французский романист. Он был одной из крупнейших фигур в литературе современности. Родившийся в семье буржуазных родителей, он страдал от слабого здоровья, будучи ребенком и находился под внимательной опекой матери. Уже юношей он амбициозн вошел в высшее парижское общество и написал свою первую работу «Удовольствия и дни» (Les Plaisirs et les jours , 1896). Мучимый астмой и неврозами, пережив трагедию смерти своих родителей, он все больше стал удаляться от внешней жизни и с 1907 года жил практически все время в обитой пробковым деревом комнате, работая по ночам над своим монументальным романом «В поисках утраченного времени» (A la recherche du temps perdu, 1913–27).

     Первый из цикла романов – «По дороге к Сванну» (Du cote de chez , 1913) остался незамеченным, но второй – «Под сенью девушек в цвету» (A l'ombre des jeunes filles en fleurs, 1919) принес ему премию Гонкуров. Полуавтобиографическая трилогия Пруста сконцентрирована на воспоминаниях героя со времен детства, через юношескую влюбленность к точке написания произведения. Это даже не повествование, в плане истории, а своеобразный внутренний монолог. Это спорное, но очень живое произведение, наполненное блестящими метафорами и образными портретами, богато психологическими, философскими и социальными размышлениями. Главное темой остается связь между внешней и внутренней реальностью, которую можно найти во времени и в памяти. Именно к ней обращен страждущий герой Пруста: несмотря на то, что время безвозвратно ушло, прожив все моменты в памяти, можно сделать жизнь более длинной и более полной. Большинство воспоминаний вызывает внутреннюю боль, а предметы человеческих желаний являются основными причинами страданий.

     В произведениях Пруста личность изолирована, общество ложно и заражено снобизмом, а художественное поведение вознесено до ранга религии – оно имеет высшую природу. Только через видение, полученное в предметах искусства, человек может осознать вещи, выйдя за границы своего субъективного опыта. Умение Пруста интерпретировать самые внутренние впечатления в пределах таких внешних сил, как время и смерть, создает глубочайший взгляд на мир. Его работа повлияла на поколения романистов и мыслителей. Его видение и техника стали жизнеутверждающими для развития модернизма.

      Большинство писем из его переписки были опубликованы в 21 томе (1970-73), а его ранний роман «Жан Сантей» (Jean Santeuil, опубликован 1952), и «Против Сент-Бёв» (Contre Sainte-Beuve, опубликован 1954) вышли уже посмертно. Третья часть трилогии «У Германтов» (куда входит и «Обретенное время») увидела свет благодаря брату писателя.

     Пруст занимался переводами иностранных авторов и стилизациями авторов французских – наиболее обширная его работа в этом плане - Подражания и прочие мелочи (Pastiches et mlanges, 1919).

В данном разделе:




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм