Андре Бретон


     Андрэ Бретон (19 февраля 1896 – 28 сентября, 1966) – французский прозаик, поэт и теоретик сюрреализма. Приобрел свою огромную известность, во многом, как основоположник сюрреализма. Среди его работ – «Манифест Сюрреалистов» 1924 года, в котором он определяет сюрреализм как чистый психический автоматизм.

     Родился Бретон в скромном семействе в Тинчебрее (Орн) в Нормандии. Изучал медицину и психиатрию. Во время Первой мировой войны работал в неврологоческой клинике в Нанте, где он познакомился с духовным сыном Альфреда Джарри – Жаком Ваше, чьи антисоциальная позиция и пренебрежение к установленным художественным традициям существенно повлияли на Бретона. Ваше наложил на себя руки в возрасте 24 лет, а его переписка с Бретоном и другими знакомыми во время войны была опубликована в сборнике «Письма войны» (Lettres de guerre, 1919), к которой Бретон написал четыре вводных эссе.

     В 1919 году Бретон основывает издание «Litterature» вместе с Луи Арагоном и Филиппом Супо. В это время он также связан с дадаистом Тристаном Цара. В 1924 году он также собственноручно основывает бюро сюрреалистических исследований.

     В «Магнитных полях» (Les Champs Magnetiques), в сотрудничестве с Супо, он реализует принцип автоматического письма на практике. В 1924 году он издает «Манифест Сюрреалистов», а также выступает издателем La Revolution surrealiste, начиная с того же года. Группа людей, собравшаяся вокруг него: Филипп Супо, Луи Арагон, Поль Элуар, Рене Кревель, Мишель Лери, Бенджамин Пере, Антонин Атро и Роббер Десно.

     Пытаясь совместить темы личной трансформации, найденные в работах Артюра Рембо с политикой Карла Маркса, Бретон присоединился к французской коммунистической партии в 1927 году, из которой он был исключен в 1933. В это время он жил в основном за счет того, что продавал картины из своей художественной галереи.

     Под управлением Бретона сюрреализм стал европейским движением, которое повлияло на все сферы искусства, и поставило вопрос о природе человеческого понимания и человеческого восприятия вещей и событий.

     В 1938 году Бретон принял культурное задание от французского правительства отправиться в Мексику. Это дало ему возможность встретиться с Троцким. Бретон и другие сюрреалисты искали убежище на протяжении всей лодочной поездки от Патцкуаро до сюрреалистического города Эронгарикуаро. Диего Ривейра и Фрида Кало были среди посетителей их тайного общества интеллектуалов и художников. Вместе Бретон и Троцкий написали «manifesto Pour un art revolutionnaire independent» - манифест в защиту независимого революционного искусства (опубликованный под именами Бретона и Диего Ривейра), который призывал к полной свободе искусства, что становилось все более трудным в мировой ситуации того времени.

     В начале Второй мировой войны Бретон вновь оказался в санитарных войсках французской армии. Правление Виши запретило его работы как «крайнее отрицание национальной революции», и Бретон начал новые поиски убежища в США и на Карибах в 1941 году. Там Бретон познакомился с писателем Эйм Сезар, и затем написал введение к изданию 1947 года его «Cahier d'un retour au pays natal». Во время вынужденного пребывания в Нью-Йорке он встретил Элизу – чилийскую женщину, которая стала его третьей женой.

     В 1944 году он и Элиза отправились в Квебек, Канаду, где он написал «Аркан 17» (Arcane 17) – книгу, выражающую его страхи Второй мировой войны, чудеса Роше Персе и северо-востока Северной Америки, а также превозносит заново обретенную любовь с Элизой.

     Бретон вернулся в Париж в 1946 году, где он вторгся во французский колониализм и продолжил, вплоть до самой своей смерти, своспитывать вторую группу сюрреалистов посредством экспозиций или заметок (La Breche, 1961-1965). В 1959, Андрэ Бретон организовал выставку в Испании, чтобы отметить Сороковый юбилей сюрреализма, где можно было увидеть картины Сальвадора Дали, Хоана Миро, Энрике Табара и Евгенио Гранелла.




litmodern.ru Все права защищены © 2008 Литературный модернизм